ДАР РЕЧИ

центр коррекции устной и письменной речи
во имя св. прп. Александра Свирского

Наш адрес:

г. Москва, Южное Бутово, ул. Скобелевская, д. 25, к. 1
Тел: +7-917-545-48-83
Ежедневно с 10.00 до 20.00
e-mail: center_rechi@mail.ru

 

      Скорость чтения зависит от способа, которым читает ребенок (по слогам, слог + слово, целыми словами). Однако часто родители и учителя бывают в недоумении: ребёнок умеет читать целыми словами, но все равно читает медленно. Почему это происходит? Рассмотрим основные причины этого явления. 

  • Природный темп деятельности

Обычно родители сами замечают, что их ребенок медлителен, немножко «копуша», а если темп занятий высок, то не успевает и легко устает. Все эти наблюдения говорят о том, что природный темп деятельности ребенка имеет невысокую скорость. И вины ребенка в этом нет. Тем деятельности является врожденным, устойчивым и сохраняется в течение длительного времени без изменений. Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Темп деятельности определяет насколько быстро человек работает, запоминает, пишет, читает. Столько сколько способен прочесть за единицу времени человек с быстрым темпом, медлительный не сможет. Чтение на скорость у медлительного ребенка напоминает бег с препятствиями. Ребёнок набирает воздух и на одном дыхании старается назвать как можно больше букв. Весь смысл прочитанного не постигается. Темп неровный, в словах много ошибок.

Если ребенок оказался медлительным, не расстраивайтесь. Поговорите с учителем и объясните ему психологическую особенность вашего ребенка. Они обязаны учесть ее в ходе проверки техники чтения.

  •   Регрессии

Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток  - самый распространенный. Некоторые читатели незаметно про себя читают дважды любой текст – как легкий, так и трудный. При чтении с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет. Если это происходит на каждой строчке текста, то, очевидно, что такой читатель дважды прочитывает текст.

Определить, присутствуют ли у ребенка регрессии в чтении, можно с помощью наблюдения. Попросите ребенка прочитать незнакомый ему текст. При этом внимательно следите, как читает текст ребенок: за движениями его глаз и речью. Если при чтении взгляд ребенка постоянно возвращается назад для перечитывания (ребенок сначала прочитает слово про себя, а затем вслух) или он постоянно прочитывает несколько слов на строчке два-три раза для понимания, в чтении отсутствует плавность, то это значит, что ребенок использует регрессии при чтении.

Причины регрессий:

  • - сила привычки
  • - кажущиеся трудности текста
  • - отсутствие внимания
  •  Артикуляция.

Следующей причиной, тормозящей скорость чтения, может быть недостаточная артикуляционная подвижность речевого аппарата. Уже само название причины объясняет, за счет чего происходит снижение скорости чтения: артикуляционный аппарат не даёт возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова.

Особенно трудно детям, у которых наблюдается смазанное произношение. Речь их отличается недостаточной внятностью или выразительностью. Часто и темп речи медленнее, чем у остальных детей. Это обусловлено недостаточной подвижностью артикуляционного аппарата. Язык, губы, нижняя челюсть недостаточно согласованно работают при произношении звуков, при переключении с одного звука на другой. Как правило, в детстве этот ребенок долго не мог научиться правильно произносить отдельные звуки, в то время как его сверстники говорили чисто. Именно у этих детей разрыв между скоростью чтения про себя и вслух особенно велик.

  •    Малое поле зрения

Глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний: фиксации (остановка) или смены точек фиксации (движение). Восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации, глаз. Естественно, что скорость переработки информации в этих условиях зависит от того, какое количество информации будет воспринято в момент остановки взора. Таким образом, повышение скорости чтения – это увеличение объема воспринимаемой информации при остановки глаз во время чтения. Разница между человеком, читающим быстро, и человеком, читающим медленно, заключается не в скорости движения их глаз, а в количестве материала, который воспринимается ими в момент фиксации. Большинство людей заблуждаются, считая, что в процессе чтения их взгляд равномерно скользит вдоль строк. На самом деле это не так. При чтении глаза совершают скачкообразные движения, останавливаясь только в двух-трех местах на строке. Поэтому для повышения скорости чтения необходимо уменьшить число остановок глаз на строке и их длительность. При этом важно увеличить число букв. Слов, воспринимаемых за одну фиксацию, и не допускать перечитывания.

  •      Уровень организации внимания

Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человеческой деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяет эффективность выполняемой работы.

  •       Развитие речи

Примерно 1/3 детей с трудностями в формировании навыка чтения имеют те или иные недостатки в развитии устной речи. В большинстве случаев это дети, у которых наблюдались сложности в процессе самого речевого развития. Например, поздно начали говорить, долго не выговаривали большое количество звуков, само произношение носило нечеткий характер. Такие дети при обучении их чтению составляют группу риска.

Нарушение звукопроизношения приводит к затруднению прочтения букв, которые обозначают звуки, нарушенные у ребенка. Трудности в осознании часто связаны с бедным словарным запасом. Ребёнок может не знать значений слов, которые читает.

Яндекс.Метрика